33 Пользовательская и программная модели интерфейса.

Существуют три совершенно различные модели пользовательского интерфейса: модель программиста, модель пользователя и программная мо­дель. Программист, разрабатывая пользовательский интерфейс, исходит из того, управление какими операциями ему необходимо реализовывать в пользовательском интерфейсе, и как это осуществить, не затрачивая ни существенных ресурсов компьютера, ни своих сил и времени. Его интересуют функциональность, эффективность, технологичность, внутренняя стройность и другие не связанные с удобством пользователя характеристики программного обеспечения. Именно поэтому большинство интерфейсов существующих программ вызывают, серьезные нарекания пользователей.

С точки зрения здравого смысла хорошим следует считать интерфейс, при работе с которым пользователь получает именно то, что он ожидал. Представление пользователя о функциях интерфейса можно описать в виде пользовательской модели интерфейса.

Пользовательская модель интерфейса - это совокупность обобщенных представлений конкретного пользователя или некоторой группы пользователей о процессах, происходящих во время работы программы или программной системы. Эта модель базируется на особенностях опыта конкретных пользователей, который характеризуется:

1)уровнем подготовки в предметной области разрабатываемого про­граммного обеспечения;

2)интуитивными моделями выполнения операции в этой предметной об­ласти;

3)уровнем подготовки в области владения компьютером;

4)устоявшимися стереотипами работы с компьютером.

Для построения пользовательской модели необходимо изучить пере­численные выше особенности опыта предполагаемых пользователей про­граммного обеспечения. С этой целью используют опросы, тесты и даже фиксируют последовательность действий, осуществляемых в процессе вы­полнения некоторых операции, на пленку.

Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе программной модели интерфейса за­дача нетривиальная. Причем, чем сложнее автоматизируемая предметная об­ласть, тем сложнее оказывается построить программою модель интерфей­са, учитывающую особенности пользовательской модели и не требующую слишком больших затрат как в процессе разработки, так и во время работы. С этой точки зрения объектные интерфейсы кажутся наиболее перспектив­ными, так как в их основе лежит именно отображение объектов предметной области, которыми оперируют пользователи. Хотя на настоящий момент вре­мени их реализация достаточно трудоемка.

СМ. РИС.33

Рис. 33. Процесс проектирования пользовательского интерфейса.

При создании программной модели интерфейса также следует иметь в виду, что изменить пользовательскую модель непросто. Повышение профес­сионального уровня пользователей и их подготовки в области владения ком­пьютером в компетенцию разработчиков программного обеспечения не вхо­дит, хотя часто грамотно построенный интерфейс, который адекватно отоб­ражает сущность происходящих процессов, способствует росту квалифика­ции пользователей.

Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо не менять, а уточнять и совершенствовать. Именно нежелание или невозможность следования интуитивным моделям выполнения операций приводит к созданию искусственных надуманных интерфей­сов, которые негативно воспринимаются пользователями.

Иногда кажется, что единственно доступный для изменения элемент — устоявшийся стереотип работы с компьютером. Однако ломка стереотипов - процедура болезненная. На это стоит решаться, если некоторое революцион­ное изменение значительно расширяет возможности пользователя или облегчает его работу, например, переход к Windows-интерфейсам существенно упростил работу с компьютером огромному числу пользователей-непрофессионалов. Ломая же стереотипы по мелочам или неточно следуя принятой концепции, разработчик рискует оттолкнуть пользователей, которые просто не будут понимать, что происходит. В качестве примера можно вспомнить хотя бы путаницу с вызовом программ двойным щелчком правой клавиши мыши по пиктограмме на рабочем столе или одинарным, если пиктограммы вынесена на панель Quick Launch (Быстрый Доступ) Windows.

Критерии оценки интерфейса пользователем. Многочисленные опро­сы и обследования, проводимые ведущими фирмами по разработке про­граммного обеспечения, показали, что основными критериями оценки интер­фейсов пользователем являются:

1)простота освоения и запоминания операций системы - конкретно оце­нивают время освоения и продолжительность сохранения информации и па­мяти:

2)скорость достижения результатов при использовании системы - опре­деляется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и на­строек;

3)субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство работы, утомляемость и т. д.).

Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически и выполняющих сравнительно несложные задачи - первый и третий.

С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристика­ми для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов - интерфейсы прямого манипулирования. Давно замечено, что при выполнении операции копирова­ния файлов при прочих равных условиях большинство профессионалов ис­пользуют оболочки типа Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объек­тов» Windows.

Hosted by uCoz